В школе всегда особая атмосфера. Перешагиваешь порог, и вот ты уже не взрослый человек, а снова ученик. На перемене в фойе ребята из начальной школы играют в «Ручеек», старшеклассники о чем-то говорят, стоя у окон, преподаватели с журналами спешат в учительскую, из столовой доносятся ароматы горячего обеда… Именно такую картину мы застали в один из последних январских дней в Смазневской школе.
Очень уютная, светлая, со своей особой атмосферой эта школа выпустила уже не одно поколение во взрослую жизнь. Есть в ее активе люди успешные, известные в узких кругах: врачи, летчики, педагоги, инженеры и т.д. И многие из них пронесли через всю жизнь воспоминания о стенах родной школы. А каковы реалии сегодняшнего дня — об этом наш разговор с директором школы и ее учителями.
Наталья Михайловна Жмакина занимает кресло директора школы 10-й год. А всего учительский стаж у нее уже 33 года. В прошлом — она сама выпускница этой школы, поэтому для нее этот «педагогический роман» длиною во всю жизнь. Способность к рисованию проявилась еще в школе, оно-то и определило ее путь: художественно-графическое отделение в училище, а потом и институт заочно. Рисование и черчение стали ее предметами, а после, уже набравшись опыта, смело заняла пост директора. Однако и в настоящее время она ведет уроки ИЗО и труда. Причем, как отмечает Наталья Михайловна, в школе много талантливых ребятишек, в том числе у которых есть склонность к живописи. Например, это Юля Мурзина, Данил Кузьмин, Арина Стародумова, Алиса Зимина.
На сегодня в Смазневской школе 10 класс-комплектов, в которых занимаются 104 ребенка. Нет только 11-го класса, а в 10-м всего два ученика — Снежана Гребенщикова и Андрей Русских. Самые многочисленные классы это 2-й класс, где 15 учащихся, 5-й и 6-й. Вторую четверть, впрочем, как и первую, окончили с хорошими отметками.
Педагогический коллектив сложившийся, ответственный. Давно работают в школе жители ст. Батунная: Галина Викторовна Соколова, завуч и учитель немецкого языка, Елена Александровна Грудинина, учитель начальных классов. Вот только не густо с педагогами-мужчинами: один на всю школу учитель истории Александр Сергеевич Субботин. Всего одиннадцать педагогов, из которых только трое — жители Смазнево.
Как рассказала директор школы, на будущий учебный год будут открыты вакансии учителей математики, физики, географии и биологии. Сейчас эти предметы ведутся по совмещению, а знания по математике и вовсе дети получают, занимаясь дистанционно с педагогом из Краснодарского края. Мы из любопытства заглянули на этот урок в 7 классе.
Перед немногочисленными учениками, которые поодиночке сидят за партами, висит интерактивная доска большого размера. У нее стоит ученик и решает задачу, которую в онлайн-режиме видит и учитель. Когда необходимо, на доску выводится ее изображение и она рассказывает, задает вопросы или объясняет непонятое. При этом в кабинете тишина, так как учителю помогает тьютор. Это неформальная педагогическая должность, которую в Смазневской школе занимает Валентина Николаевна Сенькина. Она помогает учителю проверять тетради (делает их снимки и высылает педагогу), выставляет оценки в дневники и в классный журнал, следит на уроках за дисциплиной, отвечает за подключение через интернет.
— С педагогом по математике мы работаем три года, — комментирует Наталья Михайловна. — Это грамотный специалист, в меру строгая. Дети ее уважают и понимают. Нашли мы ее по объявлению и присланному ею резюме. Такая практика используется не только в нашей школе. Она нас, конечно, выручает. Даже с разницей в часовых поясах она ответственно подходит к работе. Вообще же у нас учебный день начинается в 8.30 и из-за того, что большинство учителей — приезжие, он может растянуться прилично.
Нельзя в разговоре о кадрах было и не спросить про молодого учителя. В этой школе это Евгения Сергеевна Коробейникова. Она тоже выпускница этой школы. На работу сюда пришла сравнительно недавно, но успела заслужить авторитет у учеников. И помимо этого организовала в школе спортивную секцию по волейболу.
Проблема со спортивным залом в Смазневской школе известна давно. Это отдельно стоящее здание 1962 года постройки. Само оно деревянное, фундамент осел, старые окна и рамы, и в помещении в непогоду может гулять ветер. Но при этом там при хороших погодных условиях тепло, деревянные плахи вполне выдержат нагрузку бегущих. Но родительская общественность, как и администрация школы, конечно же, ждет изменений. Зал закрыли, сейчас физкультура проходит на улице. Но секция все работает.
— На селе не так много вариантов для досуга, — показывая спортзал, говорит Евгения Сергеевна. — Поэтому предложила родителям учеников заняться спортом — пионерболом и волейболом. Три раза в неделю мы собираемся, всего человек 13-15. Играем, общаемся. Многие даже принимать мяч не умели изначально, но теперь все гораздо лучше! Мы выступали таким составом на олимпиаде сельских спортсменов Заринского района, но, увы, пока не в призах. Но и не это главное! Приятно, что приходят семейными парами, что это укрепляют свое тело, что не теряют интерес к жизни.
Да, в словах молодого учителя много правды. И это прекрасно, что молодежь, такая инициативная и болеющая за ЗОЖ, приносит свежую струю в села! Побольше бы таких!
А в школе снова перемена! Ребятишки бегут в столовую! В меню в день нашего приезда был куриный суп с галушками, хлеб, макароны с рыбной котлетой и чай. Но это не все! Помимо перечисленного на столах в тарелках стоит вареная свекла, репчатый лук кольцами и вазочки с печеньем, конфетами и зефиром в шоколаде. Все это для того, чтобы школьники были сытыми и довольными! На кухне работают повар Светлана Ивановна Шмырева и кухонный работник Оксана Михайловна Легерда. Обе женщины имеют специальное образование, и, как сами смеются, готовить на такое количество им вовсе не трудно.
— Школа, конечно, ест много, — улыбаясь, рассказывает Светлана Ивановна, ловко разливая по тарелкам суп. — В день уходит по 7-8 булок хлеба, 30 и более литров супа, 20 литров чая. Полуфабрикатов у нас нет: сами крутим мясо, жарим котлеты, тефтели и пр. Особенно наши дети любят праздники. К примеру, на Масленицу мы печем блины! Конечно, с ними приходится повозиться, но это стоит детских благодарностей за вкусный обед!
Нельзя было не спросить и у самих ребят о том, как они оценивают работу поваров.
— Мне очень нравятся супы и гречку люблю! — на секунду отложив ложку, говорит Катя Мурзина, ученица 5-го класса.
— А мне котлеты нравятся, — вторит подружке Кира Миронова. И, торопясь к уроку, продолжает трапезу.
Такая вот простая и размеренная жизнь у смазневских школьников. Тепло и светло. Грамотные педагоги и настоящие друзья. А еще много школьных мероприятий! Одной из первых тут заработало первичное отделение «Движения Первых». Открыто три кабинета «Точек роста» по направлениям экология, физика и химия. Развито волонтерское движение. Так что есть уверенность, что и нынешнее поколение всегда с теплотой будет относиться к родным пенатам, а, может, как и их учитель физкультуры, после вуза вернется в школу!