Тягунский мехкарьер в этом году отметит свой юбилей: добыча породы здесь началась 70 лет назад. Но и по сей день камня здесь достаточно: Плач-гора, что в трех километрах от Тягуна, имеет запас еще минимум на 50 лет, и это при том, что объемы добычи увеличились в разы даже в сравнении с пятью годами ранее. И тем не менее тягунские промышленники активно продолжают начатый путь модернизации производства, по сути отстраивают его заново, выходя по объемам на лидирующие позиции в крае.
Цель — объемы
Последние несколько лет Тягунский мехкарьер переживает интенсивные перемены: активно идет модернизация технической базы, приобретается новое оборудование, ставятся задачи по строительству.
Только за последний год тут поставили новый комплекс третьей стадии дробления камня. Это так называемый ротор-бармак и сортировочный комплекс. Оборудование произведено китайской компанией Алисаго.
— Мы плотно работаем с китайскими партнерами, на перспективу у нас есть общие интересы, потому что аналогов таких роторов в России пока нет, — рассказывает ВладиславТкаченко, начальник производства. — Ранее мы работали на шведском оборудовании, но на фоне внешнеполитической ситуации отказались от сотрудничества. Президент сказал: «Разворачиваемся на Восток», поэтому какой резон работать с европейцами? Но в том и в другом случаях оборудование всегда нужно дорабатывать: производители рассчитывают на работу в теплом климате, а у нас в Сибири совершенно иные условия.
Комплекс позволяет производить узкие фракции щебня, которые идут для высококачественных марок бетона и строительных смесей. Но чтобы добиться нужного результата, пришлось учится с ним работать, а за год его успели даже модернизировать под большую пропускную способность.
Модернизации в очередной раз подвергся и старый дробильно-сортировочный комплекс (ДСК-1). На него поставили несколько новых узлов, включая основную щековую дробилку, поставили питатель, установили еще одну конусную дробилку.
Спрос рождает предложение
В 2023 году ООО «Тягунский мехкарьер» произвел 1 млн 200 тысяч тонн щебня. Ежемесячный план добычи — 100 тысяч тонн.
Плотность заринского камня 1800 кг/м3. Это очень твердый камень по сравнению с теми, что добывают в регионе. Он может выдерживать огромные нагрузки, а значит вполне конкурентоспособен.
География сбыта обширна. Основных направления четыре — Кемеровская, Новосибирская, Томская области и Алтайский край. Из Новосибирска и Кузбасса тягунский щебень разъезжается всюду, вплоть до Севера по речным и морским путям. Такой спрос обусловлен тем, что в Тягуне могут производить щебень различных фракций. И, что особенно важно, есть у тягунского щебня особенность: кубовидная форма камня. Именно для этого и был приобретен ротор-бармак. Имеющаяся конусная дробилка лишь давила камень, а бармак за счет очень высокой скорости центробежного вращения обивает края камня и превращает его в кубики. Такая форма дает более качественную утрамбовку при заливании бетоном. А тот же лещ (просто дробленый камень) при трамбовке менее плотно ложится.
Спрос есть на разные фракции. Например, сейчас идет паводок. На дамбы берут битый крупный камень для дренажей и укрепления плотин. Есть в регионе и заказчики, которые забирают бут (размер от 40 мм до 50 мм). Производят в Заринском районе и железнодорожные фракции щебня (25-60 см), более крупный для дорог второй категории (10-40 мм), узкие фракции (меньше 2 мм).
Тягунские дороги
При хорошем спросе на щебень поставки по Алтайскому краю все же составляют чуть меньший процент. Веская причина — автомобильная логистика.
Дорога из Тягуна относится ко второй категории, отсюда и качество дорожного покрытия. По таежным трассам ездят только местные грузовики, те кто работают в Заринске и Голухе. Потому и нет в крае крупных контрагентов, ведь не везде есть железная дорога. Хотя Тягунский мехкарьер производит такое количество щебня, которым можно обеспечить весь дорожный комплекс Алтайского края, закрыть всю потребность в щебне. Но и этим применение камня не ограничено!
— Есть одна загадка, которую я не могу разгадать, как строитель, — рассуждает Владислав Ткаченко. — Почему в регионе утрачены технологии строительства из камня? Когда приезжаешь в Горный Алтай, там еще кое-где можно увидеть каменную кладку. А мы живем рядом с камнем, производим камень, но я не видел даже одной каменной зоны барбекю тут! А ведь в карьере цена на камень в пределах 100 рублей за тонну!
Зная какого качества здесь грунты, и как ребята, которые работают у нас, подливают из года в год фундаменты у домов, задаю им тот же вопрос: «Почему не используете камень для фундамента? Ведь из камня получается самый надежный фундамент. Вспомните, сколько лет различным замкам, которые были построены из этого природного материала, и вы убедитесь в этом с легкостью».
Мы дробим камень, отправляем поставщикам, а они делают из него бетон. Потом мы привозим этот бетон и делаем фундамент, который по сути не работает. Можно же исключить из этой цепочки половину! Я не говорю про ГОСТ, а лишь про частное строительство. Но, увы…
При слаженной работе с железной дорогой предприятие может отгружать в летний период до 100 вагонов (один вагон в среднем — 60 тонн). В другое время года – по 50 вагонов. Но железная дорога – это сложный организм, поэтому случаются и простои, когда путь занят. Эту проблему было решено ликвидировать, проложив собственную ветку, ведь 99% готовой продукции отгружают именно по ж/д дороге.
Прошлым летом специализированная фирма разработала проект по удлинению путей. По заказу подрядчика своими силами на карьере провели базовые земляные работы, расчистили направление для отсыпки щебнем. Этой весной, когда сойдет снег, грунт начнут утрамбовывать. Это большой и сложный проект, но на предприятии надеются завершить его к концу лета.
К слову, на мехкарьере есть собственный тепловоз. Совсем недавно он был капитально отремонтирован и готов справляться с поставленными задачами.
Семейное предприятие
90% сотрудников ООО «Тягунский мехкарьер» – это жители станции Тягун. Можно даже сказать, что это семейное предприятие. Многие работают здесь десятки лет. Те, кто уходил, вновь возвращаются сюда, ведь людям комфортно работать там, где они живут, а не ездить по вахтам или ежедневно кататься на электричке на работу в Заринск.
А вот вахтовики нужных специальностей не всегда готовы сюда ехать. Как ни крути, а условия здесь суровые. Конечно, на Севере условия могут быть и жестче, но в Тягуне не нефть качают, а потому не могут тут позволить заоблачных окладов. Средняя зарплата в летний период – 52 тысячи рублей. Мехкарьер не получает каких-либо госдотаций, живет на то, что зарабатывает, и зимой, когда объемы падают, зарплата становится ниже летней процентов на 25.
В зимний период карьер был укомплектован полностью, а сейчас, с приходом весны, нужны строители, операторы экскаваторов, погрузчиков, водители самосвалов. Поэтому «Добро пожаловать на карьер!»
Громадьё
Планы – слово короткое, но емкое. Всегда отрадно, когда говорят не о желаемой стабильности, а о планах, ведущих к более высоким вершинам. У Тягунского мехкарьера они именно такие.
В этом году помимо запуска новой железнодорожной ветки тут планируют продублировать ДСК-1 китайским комплексом первой стадии дробления. Хотят посмотреть китайскую щековую дробилку в деле. Фирма-производитель готова доставить ее на Алтай, в Тягуне ее опробуют, и если все соответствует заявленным критериям, приобретут. Все эти задумки ради одного — увеличения объема производства. Сейчас ДСК-1, которая много лет служит верой и правдой мехкарьеру, требуется очень много рук и затрат.
В планах есть и переезд: перенести ДСК ближе к горе, тогда добыча и переработка будут в одном месте, увеличится складская площадь.
То есть, вкладываются тут в механизмы и модернизацию, хотят быть более эффективными и иметь возможность производить тот же самый объем, но с меньшим усилием.
А еще надо достойно отметить 70-летний юбилей карьера. И это не менее важно, чем остальное, ведь, как известно, хороший отдых – залог продуктивной работы.
Ксения Литвинова