Село Среднекрасилово расположено на левом берегу реки Чумыш в Заринском районе. Места живописные, богатые дичью и ягодой. Наверное, именно поэтому его облюбовали люди и начали здесь селиться. В этом году, в 2024-ом, Среднекрасилово исполняется 250 лет.
1754 год считается основанием села. Тогда оно носило название Подволошное. Первые дома там строили из огромных сосновых бревен. Быстро приросло поселение водяной мельницей, маслобойней, лавками. Активное развитие село получило в период переселения крестьян из центральных губерний России.
По данным 1905 года, в селе проживало 1075 жителей, старожилов и переселенцев, причем переселенцев было больше. Крестьяне занимались скотоводством и земледелием, строили мельницы, разводили пчел.
В начале 20 века село имело статус волостного. Помимо волостного правления здесь была ссудно-сберегательная касса, пожарная вышка, церковь.
Экономика развивалась быстрыми темпами. Были построены маслодельня, маслобойные, кожевенные, пеньковый заводы. В селе даже работало училище Министерства народного просвещения. Село росло и процветало! Но многое изменилось при советской власти. В частности, это коснулось оплота села — церкви.
В 1900 году в селе построили здание Иоанно-Предтеченской церкви. Стояла она посреди села, окруженного зеленью лесов и полей. Это была первая церковь Чумышской волости. В приход входили несколько сел: Среднекрасилово, Ново-Усольцево, Староглушинка, Малая Повалиха, Новоглушинка, Филиппово, Калиновка, Шатуново. Прихожан было, только вдумайтесь, 5927 душ! Эта церковь была не просто местом поклонения, но и символом веры и культурного наследия для многих поколений.
Построенная церковь отличалась интересной архитектурой: трехкупольная с изысканными фресками. Каждый элемент здания был продуман и выполнен с особым вниманием к деталям. Мастера, которые строили церковь, славились на всю округу. Украшение волостного села — не иначе!
Перед церковью была площадь, на которой два раза в год устраивались ярмарки — летом и осенью. В остальное время сельская торговля велась в торговых лавках купцов Пятыгина, Ганненкова да в казанной винополке. Есть документы, свидетельствующие, что в 1905 году ярмарки дали доход в капитал в 46 рублей! Огромные деньги для того времени!
С приходом советской власти началась эпоха гонений на религию. В рамках антирелигиозных кампаний церковь была разрушена, а её богатый интерьер подвергся вандализму и разграблению. В 1938 году Иоанно- Предтеченская церковь была закрыта. С нее убрали купола, вынесли почти все иконы, содрали со стен фрески. Сломали притвор, клирос, купола.
Позже, в здании церкви было зернохранилище и клуб.
Без крестов, икон и куполов церковь простояла до середины 1970-х годов. На месте церкви решили построить кирпичный клуб, а из бревен деревянной церкви построили часть животноводческой фермы.
В настоящее время на месте церкви стоит клуб, а на месте церковного кладбища — жилой дом с огородом. Из волостного процветающего села Среднекрасилово превратилось в малое поселение.
Сегодня от церкви остались лишь воспоминания старожилов, которые продолжают рассказывать нам историю о прошлом. Местные жители прилагают усилия, чтобы сохранить эту память как напоминание о том, что культурное наследие должно быть защищено. К слову, еще пару предложений о наследии религиозном.
По мнению археолога Владимира Кокшенева, подземный храм возле Среднекрасилово, появился в начале 20 века. Его копал Даниил, миссионер из Киево-Печерской Лавры. Выработка ходов, которые раньше были доступны, говорит именно об этом. Этот срелнекрасиловский памятник уникальный! Такого больше нет на Алтае, да и, пожалуй, на территории всей страны. Тем более обидно, когда приезжаешь к роднику, чтобы набрать воды, а там мусор, оставленный безответственным человеком…
Такая вот история про веру. Одна из крупинок того, о чем может рассказать Среднеркасилово.
… 250 лет. Для человека это, бесспорно, много. А для села? Многие ели и сосны, что обступили Среднекрасилово, вполне вероятно еще видели это село в самом расцвете лет. Переживали и ярморочные гулянья в волостном селе, и установление советской власти, и коммуну «Красный землероб», которая была тут организована Андреем Мукиным в 1920 году, и помнят, пожалуй, как влилась волость в Чумышский район. И даже сегодня, спустя два с лишним века, может узнают они в мальчишке с конопушками у курносого носа его предка, ходившего по этой земле уверенной походкой хозяина?
Материал подготовлен по информации Заринского краеведческого музея